Дмитриева Лидия Николаевна

Педагогический коллектив
МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской
Дмитриева Лидия Николаевна
«Авторская программа по краеведению»

 
Распечатать текущую страницу

Педагогический коллектив >>> Дмитриева Лидия Николаевна >>> Авторская программа по краеведению

     
   
МОУ Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Крупской

Утверждено
на заседании районного МО
учителей истории и краеведения
2007 г.
Руководитель РМО Фёдорова С.А.

Авторская программа курса «Краеведение»

Составитель: учитель истории и краеведения Л.Н.Дмитриева

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования» на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса cтавится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств ичности, в том числе и патриотизма.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.

Важным фактором формирования патриотизма у школьников является школьное историческое образование, содержание которого активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств. Сегодня существует острая необходимость усилить патриотический компонент в учебных программах средней школы.

В последнее десятилетие в обществе резко возрос интерес к изучению истории родного края, малой Родины. Это вызвано рядом причин: стремлением общества восполнить «идеологический вакуум», познать мир, в котором живём, гуманизацией образования, новыми подходами к учебно-воспитательному процессу, ориентацией на развитие личности, осознанием педагогами эффективности краеведческого принципа обучения («от известного – к неизвестному, от частного – к общему»).

Основное внимание автор программы предлагает уделить системообразующей роли краеведческих курсов в духовно-ценностной ориентации учащихся. История малой Родины, стремление к краеведческим знаниям играют важную роль в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, являются одним из важнейших факторов формирования национального самосознания, одним из главных препятствий для проникновения в душу ребёнка любых негативных явлений, к сожалению, так часто потрясающих наше общество.

Каждая пядь Дмитровской земли пропитана духом русской истории: здесь каждый уголок – не просто живописный пейзаж, а полнокровный участник великих исторических событий. Поэтому сегодня очень важно вернуть подрастающему поколению богатейшее прошлое России, знания о малой Родине.

Основная цель программы – реализовать задачи краеведческого образования:
– создать условия для духовно-ценностной ориентации учащихся в окружающем микромире (деревня, город, район, область);
– содействовать развитию учащихся, достижению ими определенного уровня образованности;
– воспитывать у школьников любовь к малой Родине, осознание неразрывной связи с Родным краем, гордости за славное прошлое Родной земли;
– мотивировать учащихся к глубокому анализу и оценке всего созданного их предками-земляками, восприятию древних традиций, желанию стать их последовательными и достойными продолжателями.

Основное содержание программы нацелено на поощрение творческой инициативы учителя. Структура программы позволяет выделить главное содержание исторического развития Дмитровского края и его взаимосвязи с историческими процессами в России.

Данная программа нацелена на дополнение основного исторического материала многими сюжетами и позициями из истории Дмитровского края, необходимыми в школе, где существуют классы социально-гуманитарного профиля. Программа имеет новое содержание по истории посёлка Деденево.

Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов, основанных на новейших историко-краеведческих исследованиях Дмитровского края, что имеет целью пригласить учителя и учащихся к дискуссии по наиболее актуальным проблемам истории малой Родины, организовать работу в рамках программы на разных уровнях, с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Содержание данной программы соответствует основным целям и задачам работы школы в области современного исторического образования:
– развитие исторического мышления учащихся, формирование современного исторического сознания и развитию самостоятельного, персонифицированного мышления;
– формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
– развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и, вместе с тем, органической принадлежности к единому опыту исторического движения, теоретически применять исторические знания;
– восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
– формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
– развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;
– создание условий для формирования и развития у школьников готовности к непрерывному продолжению образования, потребности расширять и углублять свои знания;
– сохранение здоровья учащихся и ведение здорового образа жизни.

Данная программа основана на следующих принципах:
– направленность программы на формирование гражданских качеств школьников, на воспитание патриотизма;
– возможность показать учащимся многогранность истории Родного края, её сложность (использование многофакторного подхода);
– сопоставление и сравнение исторических процессов в Дмитровском крае и России;
– акцент на личностно-психологические аспекты истории края через раскрытие персоналий;
– проблемное изложение учебного материала с целью развить и сохранить у учащихся познавательный интерес к изучению родного города, посёлка, деревни, стимулировать его дальнейшее развитие;
– внедрение краеведения в другие учебные дисциплины на всех возрастных ступенях обучения;
– использование, по возможности, местного материала, как базы для освоения теоретических вопросов.

Структура программы

Курс «Краеведение» вводится в школьный учебный план в качестве регионального компонента. Программа состоит из 6 разделов и рассчитана на 34 часа:

№ раздела, количество часов ТЕМА Количество часов по теме № урока Тема урока
Раздел I
«У истоков земли Дмитровской»
(4 ч)
  1 1. Вводный урок: «Что такое краеведение?»
Тема I
«Геологическая история, географическое положение и природа Дмитровского края».
1 2. «Геологическая история и географическое положение Дмитровского края».
Тема II
«Древнейшая история Дмитровского края».
2 3. «Первобытные люди на территории Дмитровского края».
4. «Додмитровские поселения X-XI вв.».
Раздел II
«Дмитровский край в средние века»
(8 ч)
Тема III
«Дмитровский край в XI-XIV в.в.»
4 5. «Основание Дмитрова. Юрий Долгорукий».
6. «Дмитровский край в XIII-XIV вв. Всеволод III Большое Гнездо».
7. «Герб и гимн Дмитрова».
Тема IV
«Дмитровский край в XIV-XV в.в.»
1 8. «Дмитровский край в XIV-XV в.в. Последствия татаро-монгольского нашествия».
Тема V
«Дмитров православный»
2 9. «Дмитров православный».
10. «Монастыри Дмитровского края».
Тема VI
«Дмитровский край в XVI-XVII в.в.»
1 11. «Дмитровский край в XVI-XVII в.в. Последствия польско-литовской интервенции».
Раздел III
«Дмитровский край в XIX – нач. XX в.в.»
(6 ч)
Тема VII
«Дмитровский край в VIII-XIX в.в.»
4 12. «Дмитровский край в XVIII веке. Социально-экономическое развитие».
13. «События Отечественной войны 1812 года на территории Дмитровского края».
14. «Судьбы декабристов в истории Дмитровского края. Декабристы в Шуколово».
15. «Дмитровский край в XIX веке: экономическое и политическое развитие».
Тема VIII
«Дмитровский край в 1900-1917 г.г.»
1 16. «Дмитровский край в 1900-1917 г.г. События 1905 г. в Дмитровском районе».
Тема IX
«Строительство канала им. Москвы»
1 17. «Строительство канала им. Москвы».
Раздел IV
«Дмитровский край в годы Великой Отечественной войны»
(5 ч)
Тема X
«Дмитровский край в период оккупации»
4 18-19. «Великая Отечественная война на территории Дмитровского края: период оккупации Дмитровского района».
20-21. «Бои за Яхрому. Подвиг бойцов Первой Ударной армии в Перемилово».
Тема XI
«Дмитровчане – Герои Советского Союза»
1 22. «Дмитровчане – Герои Советского Союза».
Раздел V
«Деденево: вчера, сегодня, завтра»
(7 ч)
Тема XII
«Деденево – родовая вотчина дворян Головиных»
3 23. «История возникновения посёлка Деденево: легенды, предания, факты».
24. «Дворяне Головины – владельцы села Деденево».
25. «Спасо-Влахернский монастырь и его роль в истории посёлка Деденево».
Тема XIII
«Деденево – родовая вотчина дворян Головиных»
2 26. «Деденево в годы Великой Отечественной войны».
27. «Ученики Деденевской средней школы – герои Великой Отечественной войны».
Тема XIV
«Деденево сегодня: процессы Возрождения»
2 28. «История Деденевской средней школы».
29. «Деденево сегодня».
Раздел VI
«Современное развитие Дмитровского района»
(4 ч)
Тема XV
«Современное развитие Дмитровского района»
2 30. «Современное развитие Дмитровского района».
31. «Дмитровчане – Герои России. Выдающиеся люди Дмитровского края».
1 33. «Проект «Деденево – далёкое и близкое»».
1 34. Итогово-обобщающий урок по теме: «Что мы знаем о своей малой Родине?».
Содержание программы

Введение в краеведение (1 ч.)
Краеведение как наука и общественное движение. Что изучает краеведение? Цели и задачи краеведческого образования. Методы изучения краеведения. Краеведческие источники. Виды краеведения. Малая Родина и социосреда. Развитие российского и Дмитровского краеведения. Дмитровские и деденевские краеведы. Туризм. Всестороннее изучение родного края.

Раздел I. У истоков земли Дмитровской (3 ч)

Тема I. Геологическая история, географическое положение и природа Дмитровского края (1 ч)
Географическое положение Дмитровкого района. Население района. Климатические условия Дмитровского края. Почвы. Реки. Полезные ископаемые. Растительность. Геологическая история края. Особенности рельефа. Смоленско-Московская возвышенность. Клинско-Дмитровская гряда. Волжско-Дубненская низменность. Рекреационные ресурсы края.

Тема II. Древнейшая история Дмитровского края (2 ч)
Первобытные люди на территории Дмитровского края.
Первобытные стоянки периода мезолита и неолита у деревни Николо-Перевоз, Рыбаки, Давыдово. Могильники у пос. Икша и Протасово. Финно-угорские племена на территории Дмитровского края. Синьковское городище. Славянские племена кривичей и вятичей в Дмитровском крае. Шиболовский и Ковригинский могильники. Находки археологов.
Додмитровские поселения X-XI вв. Раскопки на территории Дмитровского кремля. Находки археологов. Древние славянские поселения до возникновения Дмитрова. Занятия и уклад жизни древних жителей Дмитровского края. Новейшие археологические данные о додмитровских поселениях.

Раздел II. Дмитровский край в средние века (8 ч)

Тема III. Дмитровский край в XI-XIV вв. (4 ч)
Дмитров – младший брат Москвы. Основание города Дмитрова: легенды, предания, исторические факты. Причины основания Дмитрова. Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий. Строительство дмитровских укреплений. Дмитровский кремль. Посад. Занятия древних дмитровчан (археологические данные).
Дмитров в период княжеских междоусобиц и татаро-монгольского ига. Всеволод III Большое Гнездо. Дмитров в составе Переяславского княжества. Александр Невский. Разорения Дмитрова в ходе княжеских междоусобиц и татаро-монгольских набегов. Последствия Батыева нашествия в Дмитровском крае. Дюденева рать. Участие Дмитровчан в Куликовской битве. Князь Дмитрий Иванович Донской. Дмитров в составе Московского княжества. Экономическое и политическое развитие края в XIII-XIV вв.

Тема IV. Дмитровский край в XIV-XV в.в. (1 ч)
Дмитровский край в период удельного княжества. Герб Дмитрова: утверждение герба, символика. Гимн Дмитровского края: авторы, содержание, история возникновения. Съезд четырёх князей в Дмитрове. Социально-экономическое и политическое развитие Дмитровского княжества. Дмитровский князь Пётр Дмитриевич. Каменное строительство. «Водный ход». Рогачевская пристань. Последнее разорение Дмитрова татаро-монголами.

Тема V. Дмитров православный (2 ч)
Православная история Дмитрова. Монастыри Дмитровского края. Борисоглебский монастырь. Троице-Сергиев монастырь. Николо-Пешношкий монастырь, Медведева пустошь. Рост монастырского землевладения. Святые покровители земли Дмитровской: Дмитрий Солунский, Сергий Радонежский, Мефодий Пешношский. Успенский кафедральный собор. Икона Дмитрия Солунского из Успенского собора. Нерукотворный Крест Господень.

Тема VI. Дмитровский край в XVI-XVII в.в. (1 ч)
Социально-экономическое и политическое развитие края в нач. XVI века.
Подъем хозяйства. Развитие торговли. Ликвидация удела при Иване IV Грозном. Дмитров в составе опричнины. Разорение края.
События Смутного времени на территории Дмитровского края. Осада Троице-Сергиева монастыря. Разорение Дмитрова. Последствия интервенции на территории Дмитровского края. Восстановление хозяйства края в к. XVII века.

Раздел III. Дмитровский край в XIX - нач. XX. в. (6 ч)

Тема VII. Дмитровский край в XVIII-XIX в.в. (4 ч)
Социально-экономическое развитие края в эпоху Петра I.
Развитие промышленности и торговли. Торговый путь Дмитров-Москва. Дмитров – «порт пяти морей». Рогачёвская пристань.
Рост помещичьего и монастырского землевладения в XVIII веке. Промышленные предприятия Дмитрова и Дмитровского уезда. Фарфоровый завод Франца Гарднера в с.Вербилки. Развитие промыслов (с.Костино, с.Ольгово, с.Рогачёво).
Социально-экономическое и политическое развитие Дмитровского края в XIX веке. Покровская мануфактура в Яхроме. Последствия земской реформы.
Судьбы декабристов в истории Дмитровского края. С.Г.Волконский и А.В.Поджио в с.Шуколово.
Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства в Дмитровском уезде во вт. пол. XIX в.
Усадьбы Дмитровского края.

Тема VIII. Дмитровский край в 1900-1917 г.г. (1 ч)
Социально-экономическое развитие Дмитрова и Дмитровского уезда в нач. XX века. Развитие культуры, образования, медицины. Промышленность Дмитровского уезда. Строительство Савёловской железной дороги. Строительство электростанции на р.Яхрома.
События 1905-1907 г.г. в Дмитрове и Яхроме.
Установление советской власти в Дмитровском уезде.

Тема IX. Строительство канала им. Москвы 1932-1937 г.г. (1 ч)
Причины строительства канала Москва-Волга. Проект Дмитровской трассы канала. Жертвы Дмитлага. Присвоение каналу имени Москвы. Технические сооружения канала. Открытие навигации. Архитектура Яхромского и Деденевского гидроузлов. Канал им. Москвы сегодня. Экология канала им. Москвы.

Раздел IV. Дмитровский край в годы Великой Отечественной войны (4 ч)

Тема X. Дмитровский край в период немецко-фашисткой оккупации (4 ч)
Перестройка экономики края на военный лад. «Всё для фронта – всё для победы!»: вклад жителей в дело Победы над врагом. Строительство оборонительных укреплений Дмитрова. Формирование батальона Народного ополчения. Истребительный батальон в Дмитрове. Партизанское движение на территории Дмитровского края. Дмитров в период немецко-фашисткой оккупации. Размеры ущерба, нанесённого экономике края.
Дмитров на защите Москвы. Подвиг Первой ударной Армии под Яхромой. Генерал В.И.Кузнецов. Бои за Перемиловский плацдарм. Бронепоезд №73 войск НКВД. Подвиг Николая Фомичёва. Подвиг Марии Литневской. Бои на территории Дмитровского района: Белый Раст, Бунятино, Рогачёво.
Наступление и победа советских войск под Москвой. Крах «Блицкрига» на землях северного Подмосковья.

Тема XI. Дмитровчане – Герои Советского Cоюза (1 ч)
18 дмитровчан – Героев Советского Союза: бессмертный подвиг. Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц Дмитрова. Аллея Славы.
«Перемиловский солдат»: история создания монумента. Памятники погибшим воинам на территории Дмитровского района.

Раздел V. Деденево: вчера, сегодня, завтра (7 ч)

Тема XII. Деденево – родовая вотчина дворян Головиных (3 ч)
История происхождения названия «Деденево»: предания, летописные данные, факты. Деденево – частновладельческое село. Местоположение села. Первое упоминание о Деденево в дарственной грамоте Ивана III.
История дворянского рода Головиных.
Спасо-Влахернский монастырь в Деденево. Чудотворная икона Влахернской Божией матери из Спасского храма. Архитектура Спасского храма. Монастырь – центр духовной и хозяйственной жизни с.Деденево–Новоспасское. Игуменьи Спасо-Влахернского монастыря Сервфима и Евпраксия. Преподобноисповедница Параскева. Схимонахини Мария и Серафима. Священномученник отец Николай (Крылов). Разорение монастыря. Сельскохозяйственная артель «Влахернская».
Деденевское земское училище. Первые учителя в Деденево: педагогическая династия Мицкевичей. Основатель Деденевской средней школы им. Н.К.Крупской П.И.Стеблев.

Тема XIII. Деденево в годы Великой Отечественной войны (2 ч)
Жители посёлка Деденево – участники Великой Отечественной войны. Учителя и ученики Деденевской средней школы – герои войны. Герой Советского Союза Константин Аверьянов.
Помощь фронту: ученики Деденевской школы и жители посёлка на строительстве оборонительных укреплений. Деденевский госпиталь.
История памятника жителям посёлка Деденево, погибшим на полях сражений. Создание школьного краеведческого музея. Основатель школьного музея – И.Е.Соин.

Тема XIV. Деденево сегодня: процессы Возрождения (2 ч)
Возрождение Спасо-Влахернского монастыря в Деденево.
Современное развитие посёлка: оживление экономической и культурной жизни. Возрождение добрых традиций. Герб и гимн Деденево.
Деденевская библиотека. Открытие краеведческого музея. Деденевские краеведы: Л.К.Меркулова, В.Н.Ясинская, М.В.Соловьёв, С.Н.Тягачёва.
Деденевская средняя школа им. Н.К.Крупской – победитель приоритетного национального проекта «Образование».
Спортивные традиции посёлка Деденево. Развитие горнолыжного спорта. Село Шуколово – «Подмосковные Альпы». Наши знаменитые земляки. Семья Тягачёвых.

Раздел IV. Современное развитие Дмитровского района (4 ч)
Социально-экономическое развитие Дмитрова и Дмитровского района. Промышленные предприятия. Жилищное строительство. Развитие сельского хозяйства. Фермерство. Развитие культуры и спорта. Наука и образование в Дмитровском районе. Социальная сфера и здравоохранение в Дмитровском районе. Традиции экономического и культурного сотрудничества с зарубежными государствами. Дмитров – призёр конкурса «Самый благоустроенный малый город России».
Рекреационные ресурсы Дмитровского края. Перспективы развития Дмитровского района.

    При составлении программы использована следующая литература:
  1. Соловьев М.В. «Головинская история», М., 2002 г.
  2. Соловьев М.В. «Генеалогия дворян Головиных», М., 2003 г.
  3. Тягачева С.Н. «С любовью, надеждой и верой», М., 2002 г.
  4. Тягачева С.Н. «Продолжение следует…» М., 2003 г.
  5. Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья», М., 2005 г.
  6. Ясинская В.Н. «Чтоб не распалась связь времен» М., 1997 г.
  7. Ясинская В.Н. «Деденево далекое и близкое» М., 2002 г.
  8. Чернов Ю.М. «Мой Дмитров»
  9. Меркулова Л.К. «Спасо-Влахернский монастырь».
  10. Курышев И.Н. «Дмитровский край»
  11. Кишкин И.Н., Хохлов Р.Ф., Фёдоров Н.А. «Память сердца»
  12. В.В.Гаврилов «В одном подмосковном районе»
  13. Кишкин И.В. «Дмитровский хронограф»
  14. Поливанов А.Н. «Военное лихолетье»
  15. Казанский П.С. «Родословная дворян Головиных»
  16. Лагун Р.Г. «История Дмитровского края».
  17. Соловьев М.В. «Дворяне Головины» М., 2000 г.

г.п. Деденево

   
     

 

Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика: данные Р·Р° сегодня (просмотры, визиты Рё уникальные посетители)        Анализ сайта dedenevosch.ru