Тайна русской души колокольность
(урок музыки в 5 классе)
И мощный зов промчался над землею
И воздух весь, гудя, затрепетал
(А.Хомяков)
Тема «Тайна русской души колокольность»
очень благодатная и интересная для каждого русского человека.
Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает
сценарии, планирует кульминацию, думает о применении современных технических
средств и технологий.
Общение с музыкой всегда направлено на воспитание ребенка, нравственное
совершенствование, очищение, просветление его души.
Каждый урок поиск. Творческий труд в нашем сложном многогранном
деле начинается там, где загорается искра живой мысли, ищущей ответ на вопросы,
которые выдвигает жизнь.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность,
целеустремленность, интуицию. Процесс музыкального познания в атмосфере
творчества приобретает развивающий характер.
Творчество является важным условием и средством способности образного видения
мира. Через творчество человек творит прежде всего себя.
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить
(сл. Б.Окуджавы)
Именно так происходит процесс творчества.
Проблема духовности стоит очень остро в нашем современном обществе.
Современное общество, как и подростки, пронизано равнодушием и озлобленностью.
Эти тенденции актуальны и страшны.
Тема урока это крохотная попытка через русскую музыку и русскую
песню отогреть человеческие души, наполнить их красотою и состраданием; сделать
маленького человека человечнее.
Цель: На основе русской народной песни и музыки русских классиков
воспитание и развитие чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательная: дать представление о лирическом жанре народных песен,
научить правильно интонировать мелодию песни, овладение навыками звуковедения,
звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения, работа над
вокально-хоровыми навыками, активизация творческого воображения.
Воспитательная: воспитание личностной значимости народной музыки,
эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие любви к русской народной музыке,
формирование чувства патриотизма на основе представленного материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ,
стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание
проблемно-поисковых ситуаций, моделирование художественно-творческого
процесса.
Наглядные пособия и оборудование: музыкальный центр, мультимедийный
проектор, слайды с изображением родной природы.
Ход урока:
Организационный момент: вход под колокольный звон.
Учитель (У.): Ребята когда вы входили в класс звучала музыка, что это
было?
Дети (Д.): Колокольный звон!
У.: Верно, стройно и ладно звучали колокола в начале нашего урока. А когда,
в какие дни звучали колокола на Руси?
Д.: Во время войн, во время праздников
У.: Действительно, во дни торжеств и бед народных раздавался звон колоколов.
Какое чувство он вызвал у вас?
Д.: Чувство гордости! Он связан с историей нашей Родины.
У.: Как в колокольном звоне мы чувствуем гордость, так в русских народных
лирических песнях проявляется душа русского человека. В них мы слышим
размышления, переживание о судьбе народа, родной земли.
Мы должны гордиться матушкой Россией и величие ее хранить в своем сердце.
Мы дети нашей земли, часть русского народа, и представьте себе, что нам
необходимо написать песню о родной земле. Подумайте, какую форму музыки вы бы
выбрали, какой характер, настроение, темп. Свой выбор оформите на карточке.
Озвучьте свой выбор. (ответы учащихся)
А теперь давайте послушаем как русский народ сочинил песню о России и сравним
ее со своими вариантами.
Звучит запись русской народной песни «Мать Россия, матушка
Россия».
Какие мысли и чувства у вас вызвала это песня?
Д.: Гордости, любви, достоинства.
У.: Что народ хотел сказать этой песней? Для чего она была написана?
Д.: В ней показана любовь к родной земле
Что мы можем сказать о
характере этой песни?
Д.: Он изменяется. В первой части задушевность, раздольность, во второй части
величавость, мужественность.
У.: Что мы можем сказать о ее мелодии?
Д.: Она плавная, распевная, на широком дыхании, несколько звуков поются на
один слог.
У.: Это и есть характерные особенности лирических песен.
Переходим к разучиванию песни. Как вы обратили внимание, она сложна для
исполнения, поэтому постарайтесь спеть как «Эхо». (Разучивание по
фразам, вокально-хоровая работа над песней)
Исполнение песни
У.: Чувство Родины, оно возникает из едва уловимых примет: белая березка,
аромат луговых трав, тропинка, убегающая вдаль, любимая с детства мелодия
Чувство Родины рождается вместе с нами, и дает жизнь всему прекрасному на земле.
Народной мудростью являются пословицы, в них проявляется душа русского народа,
показана любовь к родной земле.
Просмотр слайдов с изображением поля. берез, русского леса, птиц
Вспомните пословицы о Родине.
Д.: Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина мать, умей за нее постоять.
У.: Любовь к Родине сильнее смерти. Подумайте, какому музыкальному образу
подходит эта пословица? (Звучит фрагмент арии Сусанина).
Д.: Образ Ивана Сусанина, он гибнет ради спасения Москвы от врага.
У.: Какие чувства испытывает главный герой оперы, каким он предстает пред
нами?
Д.: (Ответы детей).
У.: А как вы думаете, вспомнит ли народ в торжественный час тех, кто погиб,
назовет ли имена героев?
Д.: (Ответы детей).
Послушаем заключительный хор «Славься!», завершающий оперу М.Глинки
«Иван Сусанин». (Звучит запись, дети слушают весь хор).
У.: Ребята, что мы слышим в начале и в заключении этого хора?
Д.: Звон колоколов.
У.: Звон колоколов своеобразная музыка русского народа, а с каким
жанром народных песен мы сегодня познакомились?
Д.: С лирическим жанром, на примере песни «Мать Россия, матушка
Россия».
У.: Что характерно для лирических песен?
Д.: (Ответы детей).
У.: Колокол всегда был и остается одним из символов России, милой светоносной
нашей Родины. Берегите Россию!
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе
Берегите Россию,
Без нее вам не жить!
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
(Чтение стихотворения и исполнение песни в заключении урока сопровождается
демонстрацией слайдов).
У.: Окончание урока под звон колоколов.
Наша песня
- Темп
(медленный, умеренный, быстрый, бодрый)
- Настроение
(радостное, спокойное, печальное, задорное)
- Чувство
(сердечно, твердо, задушевно, величаво, проникновенно)
- Какое бы вы дали название своей песне?
Литература
- Ведрова Т.Е. «Пусть музыка звучит!» Книга для учителя. изд.
Просвещение, 1996 г.
- Сборник рабочих программ. Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. Музыка. Искусство.
изд. Просвещение, 2016 г.
- Музыка. Методическое пособие 5-6 классы Г.П.Сергеева;
Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение» 2005 г.
- Новые стандарты новое качество работы учителя.
Учебно-методическое пособие. Т.С.Фищенко УЦ «Перспектива»
2013 г.
- Журнал для учителя, педагогов, воспитателей «Эксперимент и инновации
в школе» №1 2016 г.
|