Трофимова Галина Борисовна

Педагогический коллектив
МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской
Трофимова Галина Борисовна
«Тайна русской души – колокольность (урок музыки в 5 классе)»

 
Распечатать текущую страницу

Педагогический коллектив >>> Трофимова Галина Борисовна >>> Тайна русской души – колокольность (урок музыки в 5 классе)

     
   

Тайна русской души – колокольность
(урок музыки в 5 классе)

И мощный зов промчался над землею
И воздух весь, гудя, затрепетал…
(А.Хомяков)

Тема «Тайна русской души – колокольность» – очень благодатная и интересная для каждого русского человека.

Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, планирует кульминацию, думает о применении современных технических средств и технологий.

Общение с музыкой всегда направлено на воспитание ребенка, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души.

Каждый урок – поиск. Творческий труд в нашем сложном многогранном деле начинается там, где загорается искра живой мысли, ищущей ответ на вопросы, которые выдвигает жизнь.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Творчество является важным условием и средством способности образного видения мира. Через творчество человек творит прежде всего себя.

Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
(сл. Б.Окуджавы)

Именно так происходит процесс творчества.

Проблема духовности стоит очень остро в нашем современном обществе. Современное общество, как и подростки, пронизано равнодушием и озлобленностью. Эти тенденции актуальны и страшны.

Тема урока – это крохотная попытка через русскую музыку и русскую песню отогреть человеческие души, наполнить их красотою и состраданием; сделать маленького человека человечнее.

Цель: На основе русской народной песни и музыки русских классиков воспитание и развитие чувства патриотизма.

Задачи:

Образовательная: дать представление о лирическом жанре народных песен, научить правильно интонировать мелодию песни, овладение навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения, работа над вокально-хоровыми навыками, активизация творческого воображения.

Воспитательная: воспитание личностной значимости народной музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие любви к русской народной музыке, формирование чувства патриотизма на основе представленного материала урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, моделирование художественно-творческого процесса.

Наглядные пособия и оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, слайды с изображением родной природы.

Ход урока:

Организационный момент: вход под колокольный звон.

Учитель (У.): Ребята когда вы входили в класс звучала музыка, что это было?

Дети (Д.): Колокольный звон!

У.: Верно, стройно и ладно звучали колокола в начале нашего урока. А когда, в какие дни звучали колокола на Руси?

Д.: Во время войн, во время праздников…

У.: Действительно, во дни торжеств и бед народных раздавался звон колоколов. Какое чувство он вызвал у вас?

Д.: Чувство гордости! Он связан с историей нашей Родины.

У.: Как в колокольном звоне мы чувствуем гордость, так в русских народных лирических песнях проявляется душа русского человека. В них мы слышим размышления, переживание о судьбе народа, родной земли.

Мы должны гордиться матушкой Россией и величие ее хранить в своем сердце.

Мы дети нашей земли, часть русского народа, и представьте себе, что нам необходимо написать песню о родной земле. Подумайте, какую форму музыки вы бы выбрали, какой характер, настроение, темп. Свой выбор оформите на карточке. Озвучьте свой выбор. (ответы учащихся)

А теперь давайте послушаем как русский народ сочинил песню о России и сравним ее со своими вариантами.

Звучит запись русской народной песни «Мать Россия, матушка Россия».

Какие мысли и чувства у вас вызвала это песня?

Д.: Гордости, любви, достоинства.

У.: Что народ хотел сказать этой песней? Для чего она была написана?

Д.: В ней показана любовь к родной земле… Что мы можем сказать о характере этой песни?

Д.: Он изменяется. В первой части задушевность, раздольность, во второй части величавость, мужественность.

У.: Что мы можем сказать о ее мелодии?

Д.: Она плавная, распевная, на широком дыхании, несколько звуков поются на один слог.

У.: Это и есть характерные особенности лирических песен.

Переходим к разучиванию песни. Как вы обратили внимание, она сложна для исполнения, поэтому постарайтесь спеть как «Эхо». (Разучивание по фразам, вокально-хоровая работа над песней) Исполнение песни……

У.: Чувство Родины, оно возникает из едва уловимых примет: белая березка, аромат луговых трав, тропинка, убегающая вдаль, любимая с детства мелодия… Чувство Родины рождается вместе с нами, и дает жизнь всему прекрасному на земле. Народной мудростью являются пословицы, в них проявляется душа русского народа, показана любовь к родной земле.

Просмотр слайдов с изображением поля. берез, русского леса, птиц…

Вспомните пословицы о Родине.

Д.: Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. Родина – мать, умей за нее постоять.

У.: Любовь к Родине сильнее смерти. Подумайте, какому музыкальному образу подходит эта пословица? (Звучит фрагмент арии Сусанина).

Д.: Образ Ивана Сусанина, он гибнет ради спасения Москвы от врага.

У.: Какие чувства испытывает главный герой оперы, каким он предстает пред нами?

Д.: (Ответы детей).

У.: А как вы думаете, вспомнит ли народ в торжественный час тех, кто погиб, назовет ли имена героев?

Д.: (Ответы детей).

Послушаем заключительный хор «Славься!», завершающий оперу М.Глинки «Иван Сусанин». (Звучит запись, дети слушают весь хор).

У.: Ребята, что мы слышим в начале и в заключении этого хора?

Д.: Звон колоколов.

У.: Звон колоколов – своеобразная музыка русского народа, а с каким жанром народных песен мы сегодня познакомились?

Д.: С лирическим жанром, на примере песни «Мать Россия, матушка Россия».

У.: Что характерно для лирических песен?

Д.: (Ответы детей).

У.: Колокол всегда был и остается одним из символов России, милой светоносной нашей Родины. Берегите Россию!

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее вам не жить!
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию –
Нет России другой.

(Чтение стихотворения и исполнение песни в заключении урока сопровождается демонстрацией слайдов).

У.: Окончание урока под звон колоколов.

 

    Наша песня
  1. Темп
    (медленный, умеренный, быстрый, бодрый)
  2. Настроение
    (радостное, спокойное, печальное, задорное)
  3. Чувство
    (сердечно, твердо, задушевно, величаво, проникновенно)
  4. Какое бы вы дали название своей песне?
    Литература
  1. Ведрова Т.Е. «Пусть музыка звучит!» Книга для учителя. изд. Просвещение, 1996 г.
  2. Сборник рабочих программ. Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. Музыка. Искусство. изд. Просвещение, 2016 г.
  3. Музыка. Методическое пособие 5-6 классы Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение» 2005 г.
  4. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Учебно-методическое пособие. Т.С.Фищенко УЦ «Перспектива» 2013 г.
  5. Журнал для учителя, педагогов, воспитателей «Эксперимент и инновации в школе» №1 2016 г.
   
     

 

Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика: данные Р·Р° сегодня (просмотры, визиты Рё уникальные посетители)        Анализ сайта dedenevosch.ru