Трофимова Галина Борисовна

Педагогический коллектив
МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской
Трофимова Галина Борисовна
«Современное прочтение древнерусской истории. Особенности музыки XX века (урок музыки в 7 классе)»

 
Распечатать текущую страницу

Педагогический коллектив >>> Трофимова Галина Борисовна >>> Современное прочтение древнерусской истории. Особенности музыки XX века (урок музыки в 7 классе)

     
   

«Современное прочтение древнерусской истории.
Особенности музыки XX века»
(урок музыки в 7 классе)

Какая музыка была
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала
А лишь тихонечко звала.

Современный педагог-музыкант, осознающий свою ответственность перед учениками, которым предназначена судьба хранителей и созидателей музыкальной культуры нового века, неизбежно приводит к мыслям о путях развития творческих способностей учащихся.

Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, мизансцены, планирует кульминацию. Общение с музыкой всегда направлено на воспитание ребенка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души. Личность учителя играет особую роль в преподавании музыка в школе. Поэтому современный учитель музыки стремится найти свои особые принципы, методы и приемы, которые могли бы увлечь школьников, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство.

Музыка – не простое развлечение и не добавление к другим предметам, а важнейшая часть самой жизни.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения очень актуально. Знание и понимание своей родной русской культуры очень значимо для взрослеющей души подростка. Современный учитель должен через уроки музыки приобщать подростков к русской и мировой культуре; через заинтересованность формировать внутренний мир современной личности.

Цель – через современное прочтение древнерусской истории сформировать представление у учащихся о современной классической музыке. Ознакомление с содержанием балета.

Образовательная задача: развитие познавательного интереса, творческой активности. Понимание особенности современной музыки.

Воспитательная задача: воспитание эмоциональной отзывчивости, творческой активности.

Оборудование: портрет композитора Б.Тищенко, музыкальный центр, мультимедийный проектор, слайды, видеодиск ансамбля русского танца «Гжель».

1. На доске запись: Борис Иванович Тищенко (1939-2010). Балет «Ярославна».
Слайд с портретом Б.Тищенко.

Учитель (У): Сегодня к нам в гости придет композитор с необычной музыкой. Обратите внимание на годы жизни композитора.

Показываю портрет.

- Перед нами предстанет музыка конца 20 века, которая будет совершенно не похожа на музыку предыдущих поколений. Это будет совершенно другое мироощущение, мировосприятие русской души. Она будет какой-то «нездешней»…

Ее музыкальная ткань наполнена звуковыми наигрышами, репликами, обрывками мелодий. Она будет нарушать в нашем восприятии все то, что мы слышали ранее.

    Это будет походить на некое оцепенение, медитацию, погружение в себя. Все изменения будут происходить очень медленно. Мы услышим имитацию звуков природы:
  • как кукует кукушка
  • крики птиц
  • постукивание дятла

После прослушивания постарайтесь ответить, какое чувство у вас вызовет эта музыка? Какое ощущение появится?

2. Слушают «Плач Ярославны»…

У: Какие ощущения появились? Ощущения чего?

Дети (Д): Бесконечности, бесконечного одиночества, тоски, печали, уныния, настороженной тревожности…

У: Как звучала музыка?

Д: Звучала обрывками, не было четких мелодий, не было четких ритмов, была постоянно блуждающая музыка…

У: Перед нами душа русского человека – трепетная и бесконечно одинокая. Душа женщины, которая ждала своего мужа, князя Игоря, из похода на половцев.

- Кто перед нами? Узнали?

Д: Ярославна

У: Куда же мы попали? Мы попали опять в 12 век. Помните оперу «Князь Игорь»?… Да, я не ошиблась – эта музыка конца 20 века погружает нас в 12 век. Перед нами снова поход князя Игоря на половцев и печенегов. В 19 веке А.П.Бородин показывает поход князя оперой, а в 20 веке Б.Тищенко воплощает эту историю совершенно другим жанром – балетом. И называет балет не «Князь Игорь», а «Затмение». Он показывает не реальное затмение, а затмение и омрачение умов в стране, истерзанной междоусобными войнами правителей. И поход князя Игоря – это лишь звено в цепи несчастий, обрушившихся на Древнюю Русь.

И все-таки эта была первая версия балета. Балет получил другое название – «Ярославна».

- Почему? Кто Она Ярославна?

Д: Это верная жена князя Игоря.

У: Это, как Родина-мать. Это, как символ Веры, Надежды, Любви. Может, благодаря ей Игорь на сломался в плену…

И вот захотелось Б.Тищенко в конце 20 века пройти по древнерусской истории. Рассказать об этом своими интонациями, своей медитативной музыкой, сотканной из кусочков интонаций, реплик, мелодий.

3. - Послушаем начало балета, которое погружает нас в страшное для Руси время 12 века, в суровую и грозную эпоху набегов половцев и печенегов на Русь.

Звучит «Стон русской земли»…

У: Как звучала музыка?

Д: Жутко, монотонно, пели мужские голоса…

У: А теперь давайте подумаем, есть ли надежда на объединение людей в это жуткое время, а музыка нам подскажет.

4. Звучит «Вступление»…

    Тихонечко комментирую звучание музыки:
  • Негромко и одиноко звучит голос свирели
  • Одинокий и слабый голос рождается из тишины
  • Поет тихо одиноко, скользя и одной точки в другую
  • Он словно прислушивается, не появится ли другой звук…
  • Это долгое ожидание, поиск своего пути…
  • Слышится дуновение ветра, пение птиц
  • Появляется второй голос, третий…
  • Перед нами раскованное свободное звучание, парение звуков

У: Так есть ли надежда на объединение?

Раздаю листочки для теста, и каждый ученик отвечает письменно «Да» или «Нет».

Собираю листочки.

Разбираем музыку вслух.

- Надежда есть.

Д: Да.

У: Почему?

Д: Звуки собираются вместе. Голоса объединяются. Надежда есть…

5. Заключение

У: Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы сегодня познакомились? Название балета? Почему такое название? В чем особенности музыки Б.Тищенко и музыки 20 века?

Ответы детей…

Просмотр слайдов с фрагментами балета «Ярославна»…

Или просмотр видеодиска ансамбля древнерусского языческого танца «Гжель»…

    Литература:
  • С.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. Просвещение, 2016.
  • Л.А.Рапацкая. Русская музыка в школе. ВЛАДОС, 2003.
  • А.А.Пиличяускас. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. Москва, 1992
  • Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить». Новая школа, 2000
  • Журнал «Искусство в школе», 1995 г. №№4-6
  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Просвещение, 1981
  • Уроки музыки. Пособие для учителя. Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение», 2007
   
     

 

Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика: данные Р·Р° сегодня (просмотры, визиты Рё уникальные посетители)        Анализ сайта dedenevosch.ru