«Современное прочтение древнерусской истории.
Особенности музыки XX века»
(урок музыки в 7 классе)
Какая музыка была
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала
А лишь тихонечко звала.
Современный педагог-музыкант, осознающий свою ответственность перед
учениками, которым предназначена судьба хранителей и созидателей музыкальной
культуры нового века, неизбежно приводит к мыслям о путях развития творческих
способностей учащихся.
Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает
сценарии, мизансцены, планирует кульминацию. Общение с музыкой всегда направлено
на воспитание ребенка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное
совершенствование, очищение, просветление его души. Личность учителя играет
особую роль в преподавании музыка в школе. Поэтому современный учитель музыки
стремится найти свои особые принципы, методы и приемы, которые могли бы увлечь
школьников, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное
искусство.
Музыка не простое развлечение и не добавление к другим предметам,
а важнейшая часть самой жизни.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения очень актуально.
Знание и понимание своей родной русской культуры очень значимо для взрослеющей
души подростка. Современный учитель должен через уроки музыки приобщать
подростков к русской и мировой культуре; через заинтересованность формировать
внутренний мир современной личности.
Цель через современное прочтение древнерусской истории
сформировать представление у учащихся о современной классической музыке.
Ознакомление с содержанием балета.
Образовательная задача: развитие познавательного интереса, творческой
активности. Понимание особенности современной музыки.
Воспитательная задача: воспитание эмоциональной отзывчивости,
творческой активности.
Оборудование: портрет композитора Б.Тищенко, музыкальный центр,
мультимедийный проектор, слайды, видеодиск ансамбля русского танца
«Гжель».
1. На доске запись: Борис Иванович Тищенко
(1939-2010). Балет «Ярославна».
Слайд с портретом Б.Тищенко.
Учитель (У): Сегодня к нам в гости придет композитор с необычной музыкой.
Обратите внимание на годы жизни композитора.
Показываю портрет.
- Перед нами предстанет музыка конца 20 века, которая будет
совершенно не похожа на музыку предыдущих поколений. Это будет совершенно другое
мироощущение, мировосприятие русской души. Она будет какой-то
«нездешней»
Ее музыкальная ткань наполнена звуковыми наигрышами, репликами, обрывками
мелодий. Она будет нарушать в нашем восприятии все то, что мы слышали ранее.
Это будет походить на некое оцепенение, медитацию, погружение в
себя. Все изменения будут происходить очень медленно. Мы услышим имитацию звуков
природы:
- как кукует кукушка
- крики птиц
- постукивание дятла
После прослушивания постарайтесь ответить, какое чувство у вас вызовет эта
музыка? Какое ощущение появится?
2. Слушают «Плач Ярославны»
У: Какие ощущения появились? Ощущения чего?
Дети (Д): Бесконечности, бесконечного одиночества, тоски, печали, уныния,
настороженной тревожности
У: Как звучала музыка?
Д: Звучала обрывками, не было четких мелодий, не было четких ритмов, была
постоянно блуждающая музыка
У: Перед нами душа русского человека трепетная и бесконечно
одинокая. Душа женщины, которая ждала своего мужа, князя Игоря, из похода на
половцев.
- Кто перед нами? Узнали?
Д: Ярославна
У: Куда же мы попали? Мы попали опять в 12 век. Помните оперу
«Князь Игорь»?
Да, я не ошиблась эта музыка конца
20 века погружает нас в 12 век. Перед нами снова поход князя Игоря на
половцев и печенегов. В 19 веке А.П.Бородин показывает поход князя оперой,
а в 20 веке Б.Тищенко воплощает эту историю совершенно другим
жанром балетом. И называет балет не «Князь Игорь», а
«Затмение». Он показывает не реальное затмение, а затмение и омрачение
умов в стране, истерзанной междоусобными войнами правителей. И поход князя
Игоря это лишь звено в цепи несчастий, обрушившихся на Древнюю
Русь.
И все-таки эта была первая версия балета. Балет получил другое
название «Ярославна».
- Почему? Кто Она Ярославна?
Д: Это верная жена князя Игоря.
У: Это, как Родина-мать. Это, как символ Веры, Надежды, Любви. Может,
благодаря ей Игорь на сломался в плену
И вот захотелось Б.Тищенко в конце 20 века пройти по древнерусской
истории. Рассказать об этом своими интонациями, своей медитативной музыкой,
сотканной из кусочков интонаций, реплик, мелодий.
3. - Послушаем начало балета, которое погружает нас в
страшное для Руси время 12 века, в суровую и грозную эпоху набегов половцев
и печенегов на Русь.
Звучит «Стон русской земли»
У: Как звучала музыка?
Д: Жутко, монотонно, пели мужские голоса
У: А теперь давайте подумаем, есть ли надежда на объединение людей в это
жуткое время, а музыка нам подскажет.
4. Звучит «Вступление»
Тихонечко комментирую звучание музыки:
- Негромко и одиноко звучит голос свирели
- Одинокий и слабый голос рождается из тишины
- Поет тихо одиноко, скользя и одной точки в другую
- Он словно прислушивается, не появится ли другой звук
- Это долгое ожидание, поиск своего пути
- Слышится дуновение ветра, пение птиц
- Появляется второй голос, третий
- Перед нами раскованное свободное звучание, парение звуков
У: Так есть ли надежда на объединение?
Раздаю листочки для теста, и каждый ученик отвечает письменно «Да»
или «Нет».
Собираю листочки.
Разбираем музыку вслух.
- Надежда есть.
Д: Да.
У: Почему?
Д: Звуки собираются вместе. Голоса объединяются. Надежда есть
5. Заключение
У: Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?
Название балета? Почему такое название? В чем особенности музыки Б.Тищенко и
музыки 20 века?
Ответы детей
Просмотр слайдов с фрагментами балета «Ярославна»
Или просмотр видеодиска ансамбля древнерусского языческого танца
«Гжель»
Литература:
- С.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.
Просвещение, 2016.
- Л.А.Рапацкая. Русская музыка в школе. ВЛАДОС, 2003.
- А.А.Пиличяускас. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для
учителя. Москва, 1992
- Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить». Новая школа,
2000
- Журнал «Искусство в школе», 1995 г. №№4-6
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Просвещение,
1981
- Уроки музыки. Пособие для учителя. Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. Москва,
«Просвещение», 2007
|